Техническая поддержка ЕГАИС
Курс валют ЦБ РФ
15.10.2015
Курс Доллара к рублю на сегодняUSD00.0000
Курс Евро к рублю на сегодняEUR00.0000

Что смотрят

В 2015-2016 г. все кассовые аппараты в России должны перейти на онлайн-режим

Все кассовые аппараты в России в 2016 году должны перейти на онлайн-режим, соответствующий законопроект подготовил Минфин. Нововведение касается магазинов, продавцов услуг, платежных терминалов.

       Предприниматели только выиграют, говорят в ведомстве: сотрудники ФНС смогут отслеживать выручку и подходить к проверкам более точечно.

 кассы онлайн

          Магазины, платежные терминалы и банкоматы должны будут в режиме онлайн передавать данные об операциях в налоговую службу, переход на новые кассовые аппараты с такой функцией предполагается совершить в 2015—2016 годах. Одновременно будет ужесточено наказание за нарушения при использовании контрольно-кассовой техники. В частности, срокдавности привлечения к административной ответственности увеличится с 2 месяцев до 1 года.

         Соответствующие поправки подготовил Минфин. Нововведения должны сократить оборот «серых» денег, рассчитывают в ведомстве. В Минфине полагают, что переход на новые кассовые аппараты будет выгоден компаниям и индивидуальным предпринимателям: регистрация аппаратов будет упрощена, а необоснованные проверки со стороны ФНС — уменьшены.

 

        Правительство установит параметры, которым должны соответствовать аппараты. Вся такая техника будет в обязательном порядке регистрироваться в ФНС и вноситься в специальный реестр. Издержки бизнеса, связанные с применением новых онлайн-касс для бизнеса сократятся на 25 млрд рублей, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

       В Минфине оговариваются, что в населенных пунктах, где нет интернета, останутся нынешние правила использования кассовых аппаратов. В обязательном порядке у них должен быть встроен режим фискальной памяти.

 

        Предполагается, что обработку информации о трансакциях будет осуществлять оператор, который ежедневно будет отправлять данные в ФНС. База данных по операциям будет храниться в течение 5 лет. При необходимости информация будет беспрепятственно выдаваться налоговым органам. У потребителей появится возможность истребования чеков — они будут храниться в электронном виде. По мнению специалистов Минфина, это будет удобно и продавцу, и покупателю, которые могут потерять бумажные чеки.

 

        На такую систему работы налоговых органов с поставщиками товаров и услуг переходят и другие страны Таможенного союза, поясняет Минфин. В 2014 году эта мера будет введена в Казахстане для некоторых видов деятельности. А в Белоруссии с 1 июля 2012 года используют технологии дистанционного контроля за денежным оборотом и не исключают введения в будущем онлайн-касс.

 

       Вице-президент «Деловой России» Александр Осипов сомневается не только в реализуемости, но и необходимости такой модели. «Если вы заблуждаетесь, чем живут и чем зарабатывают налогоплательщиками, вы накладываете кажущиеся маленькими платежи. А предприниматели либо вообще уходят из бизнеса или уходят в «тень», — говорит он. «В стране с архаичной структурой экономики не нужны настолько трудоемкие, некомфортные и обременительные системы», — полагает эксперт.

 

По его мнению, правительству не удастся урегулировать множество административных проблем — наличие издержек, работа со сбоями в системе и так далее. «Могут неожиданно пересмотреть реестр допустимых аппаратов», — предупреждает Осипов. «Мы породим целый класс ненужных рабочих мест по обслуживанию этой базы», — считает он.

 

         Задача построения системы бесперебойной онлайн-передачи данных в масштабах всей России более сложная, нежели ЕГАИС на алкогольном рынке, считает гендиректор Infoline Михаил Бурмистров. В 2016 году реализовать идею полностью невозможно, говорит эксперт. «В 2015 году можно внедрить систему на базе наиболее готовых городов. И после того, как она будет отработана на этом уровне, нужно анализировать, насколько система может быть выведена на масштабы всей страны», —указывает Бурмистров. По его мнению, подключать кассы к режиму передачи данных в ФНС в онлайн-режиме имеет смысл в городах с населением от 10 тысяч человек. Но даже в населенных пунктах, охваченных широкополосным доступом в интернет, могут быть проблемы. 

 

        Если правительство подразумевает создание одного оператора фискальных данных, то, скорее всего, это будет «Ростелеком», полагает эксперт. «Но даже для него это будет достаточно амбициозная задача», — замечает Бурмистров.

 

         По его мнению, внедрение онлайн-касс ляжет серьезным бременем на торговые организации. Говорить о расходах или затратах на реализацию новой технологии для торговых точек пока рано, пояснили «Газете.Ru» в X5 Retail Group.

«Любая идея, направленная, на усовершенствование того или иного процесса коммуникации, сама по себе позитивна. Если проект действительно окажется эффективным для обеих сторон, то потенциальные затраты окупятся», — сказал руководитель управления по связям со СМИ Владимир Русанов. При этом он отмечает: в случае принятия этой инициативы нужно будет в тестовом режиме оценивать эффективность проекта как для государства, так и для бизнеса, в том числе и с точки зрения готовности соответствующей инфраструктуры для беспроводной передачи данных в масштабах страны. У Х5 всего в России сейчас около 4000 магазинов «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель». В супермаркетах установлено несколько касс от 4—6 в «Пятерочках» до 30 в «Каруселях», уточнили в компании.

 

          Председатель совета директоров Qiwi Андрей Романенко считает, что идея Минфина в обозначенные сроки реализуема. «Мировая практика показывает, что такой подход для налоговых органов дает эффект: сэкономить можно на упрощении контроля. Например, три-четыре года назад такая система была внедрена в Италии», — сказал топ-менеджер. По его словам, не обязательно переустанавливать все кассовые аппараты. «В Казахстане мы уже все терминалы фискализируем через фискальные сертификаты или серверы», — привел пример Романенко. По его словам, цена модема, модернизированного к подключению к платежному терминалу, — максимум 5 тыс. рублей. Романенко также не видит проблемы в работе оператора фискальных данных. «Мы обрабатываем 11 млн трансакций в день, мы смогли бы обслужить всю систему», — говорит он. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Проект федерального закона «О внесении изменений в «Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - проект федерального закона) разработан в соответствии с: - пунктом 61 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2012 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. № 2425-р, предусматривающим оптимизацию государственного регулирования в сфере применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ); - пунктом 12 Плана мероприятий по совершенствованию нормативно-правового регулирования в целях противодействия уклонению от уплаты налогов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 2250-р, предусматривающего совершенствование порядка применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт. Проектом федерального закона вносятся изменения в Федеральный закон от

22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» в части предоставления Правительству Российской Федерации права по наделению федеральных органов исполнительной власти полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения ККТ, по контролю и надзору за соблюдением требований к ККТ, порядком и условиями ее регистрации и применения, за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей. Кроме того, проектом федерального закона уточняется понятийный аппарат. Предусматривается поэтапный в 2015-2016 годах переход на применение ККТ с функцией передачи информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с применением платежных карт через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде. Реализация соответствующего правового механизма позволит снизить административную и финансовую нагрузку на налогоплательщиков за счет упрощения предоставления государственной услуги по регистрации (перерегистрации) ККТ, исключения необоснованных проверок с выходом на место установки ККТ, сокращения ежегодных издержек налогоплательщиков, связанных с использованием ККТ, более чем на 25 млрд. рублей, а также позволит сократить объем «теневого» оборота наличных денежных средств. Передача данных о расчетах в адрес налоговых органов в режиме «on-line» позволит создать современную автоматизированную систему контроля за применением ККТ и полнотой учета выручки, позволяющую осуществлять в автоматизированном режиме анализ полноты учета выручки (доходов) с целью выявления зон риска совершения правонарушений и последующего осуществления «точечных» результативных проверок.

 

        Кроме того, переход на применение ККТ с функцией передачи информации позволит повысить уровень защищенности прав потребителей товаров и услуг, упрощая возможность реализации права на удовлетворение своих требований в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. Так, кассовый чек будет формироваться не только в бумажном, но и в электронном виде, который будет доступен потребителю и продавцу практически в любой момент, в отличие от бумажного документа, который может быть безвозвратно утрачен. При этом проектом  федерального закона сохраняется действующий порядок применения ККТ на территориях, в которых не может быть обеспечена передача информации о расчетах в адрес налоговых органов в электронном виде ввиду отсутствия связи, а именно: обязательное наличие в корпусе ККТ фискальной памяти, обязательное опломбирование ККТ в установленном порядке, обязательная техническая поддержка и использование моделей ККТ, включенных в Государственный реестр контрольно-кассовой техники.

  

          Реализация указанного механизма направлена на изменение принципов работы контрольных органов в части внедрения новой системы администрирования применения ККТ и повышение уровня прозрачности наличных расчетов и расчетов с использованием платежных карт в сфере торговли и услуг. В настоящее время государствами - членами Таможенного союза также ведется работа по внедрению ККТ, обеспечивающей передачу в электронном виде фискальных данных в адрес налоговых органов. Так, законодательство Республики Казахстан предусматривает обязательное применение такой ККТ для налогоплательщиков определенного вида деятельности с 1 января 2014 года. В Республике Беларусь с 1 июля 2012 года уже внедрена система контроля торговых автоматов, основанная на использовании современных технологий дистанционного контроля за денежным оборотом путем передачи информации по сотовой подвижной электросвязи в центр обработки данных, и в настоящее время активно прорабатывается вопрос использования созданной базы для контроля за денежными оборотами кассового оборудования. Проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 3 июня 2009 г.№ 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» в части перехода на применение ККТ с функцией передачи информации. В целях обеспечения эффективного функционирования новой системы администрирования ККТ

проектом федерального закона предусматривается также внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных

правонарушениях (далее - КоАП РФ) в части повышения ответственности за неприменение ККТ или применение ККТ, не соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг посредством установления штрафа в размере, кратном размеру суммы денежных средств, полученных за период неприменения такой ККТ. Действующие в настоящее время размеры административных штрафов не стимулируют к выполнению установленных требований обязательности применения ККТ из-за несопоставимости размеров штрафов с размерами получаемых доходов от хозяйственной деятельности. Проектом федерального закона вносится изменение в часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о применении ККТ с 2 месяцев до 1 года. Это обусловлено тем, что отсутствие меры ответственности за нарушения данной категории, совершенные более 2 месяцев назад, является побудительным фактором неприменения ККТ или применения ККТ, не соответствующей установленным требованиям, что влечет риск увеличения теневого оборота наличных денежных средств. В результате этого возникает ситуация, при которой налоговые органы не могут обеспечить соблюдение установленного срока составления протокола об административном правонарушении. Вместе с тем, в случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 КоАП РФ. В связи с этим проектом федерального закона предусматривается предоставление возможности проведения административного расследования в области применения ККТ. Проектом федерального закона предлагается дополнить КоАП РФ статьей 14.5.1, устанавливающей ответственность за неправомерные действия при осуществлении технической поддержки модели ККТ центром технического обслуживания, поскольку ответственность организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническую поддержку ККТ, в случае осуществления неправомерных действий, в настоящее время не предусмотрена. Кроме того, в целях обеспечения возможности осуществления контроля проект федерального закона устанавливает административную ответственность за нарушение порядка направления информации о расчетах в адрес налоговых органов, а также за непредставление, несвоевременное представление, представление недостоверной, представление не в полном объеме информации и(или) документов по запросам налоговых органов. Информация о сроках общественного обсуждения проекта федерального закона «О внесении изменений в «Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Проект федерального закона «О внесении изменений в «Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - проект федерального закона) размещен на официальном сайте Минфина России в сети Интернет в соответствии с пунктом 3 Правил раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденных постановлением